- 16.02.2018
- Опубликовано: Правоград
- Категория: Информация
28 апреля 2017 года официально вступают в силу поправки в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». Документ был подписан Президентом России и опубликован месяц назад. Основным изменением становится замена денежной выплаты пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях натуральным возмещением – проведением ремонтных работ по восстановлению автомобиля. Получить наличные отныне можно будет в исключительных случаях: полное уничтожение автомобиля, причинение вреда здоровью потерпевшему средней тяжести, тяжкого вреда или гибели, а также если стоимость ремонта превышает максимально возможную по закону выплату в 400 тысяч рублей.
В остальных случаях транспортные средства страховые компании будут направлять в ремонтные мастерские для полного восстановления (владелец может выбрать СТО из списка предоставленного страховой компанией). При этом необходимо отметить, что нововведения будут касаться только владельцев полисов нового образца. Приобретенные ранее полисы также остаются в ходу на старых условиях до истечения их срока действия.
О плюсах и минусах нововведений мы решили поговорить с руководителем межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав водителей» Алексеем Булатовым.
— Алексей Викторович, вы следили за этапами обсуждения законопроекта? Как в целом оцениваете уже вступившие в силу поправки?
— Следили и очень пристально, но многое из того, что обсуждалось в процессе разработки в итоговом варианте претерпело очень серьезные изменения. На мой взгляд, закон получился весьма спорным и несправедливым. Обязательное натуральное возмещение распространяется только на физических лиц, владельцев транспортных средств зарегистрированных на территории России, то есть на рядовых автолюбителей. Для юридических лиц и для иностранцев все осталось по-прежнему, они имеют право выбора – денежная выплата или ремонт. В процессе обсуждения речь шла о том, что натуральное возмещение будет производиться без учета износа автомобиля. Это был, пожалуй, самый важный вопрос. В итоге в подписанном документе прямо противоположная ситуация. Страховщики будут производить расчеты стоимости ремонта с учетом износа поврежденных деталей.
— Насколько это существенно для автовладельцев?
— Элементарный пример – у вас 5-летняя иномарка. Вы попали в ДТП, причем не по своей вине! Страховая компания осматривает машину и приходит к выводу, что общий износ составляет 50 %. Соответственная будет произведена и оплата стоимости запчастей. Недостающие 50 процентов автолюбителю придется доплачивать из своего кармана. Вот и представьте: на ремонт необходимо, к примеру, 100 тысяч рублей, 50 страховая компания переведет на счет автосервиса, еще 50 должен принести владелец машины. Причем, автолюбитель здесь попадает в очень сложную ситуацию – раньше он мог найти сервис дешевле или вовсе произвести ремонт своими силами, сейчас он этой возможности лишен, страховая компания направит в сервис из списка своих контрагентов. Здесь конечно необходимо отметить, что 50 % это максимально возможная уценка стоимости ремонта вследствие износа автомобиля, предусмотренная законом.
— А каким образом рассчитывается износ и стоимость ремонта?
— Существует единая методика, утвержденная Центробанком России, по которой страховая компания оценивает износ. Также существует справочник стоимости запасных частей, по которому определяется их цена. Причем сейчас уже ни для кого не секрет, что цены в этом справочнике достаточно серьезно отличаются от рыночных. Еще один пример: у вас разбит задний бампер. Стоимость оригинальной запчасти на рынке 20 тысяч рублей. А в справочнике указана цена в 12 тысяч. Износ автомобиля 50%, страховая компания переводит за него 6 тысяч. Еще 6 доплачивает владелец авто. Автосервису необходимо приобрести бампер за эти деньги. Согласитесь, вряд ли это будет оригинальная запчасть. Ни в законе, ни в методике Центробанка – нигде не уточняется какие запасные части, какого производителя должны использоваться при ремонте.
— Это мы говорим о нарушениях со стороны страховых компаний?
— Нет, это мы говорим именно о работе в полном соответствие с законом.
— Занижение стоимости ущерба, завышение износа – это как раз те основные проблемы, с которыми сталкиваются в судах автоюристы. Сегодня страховщики одним из главных плюсов нового закона называют исчезновение с рынка юристов, специализирующихся на спорах со страховыми компаниями.
— Я считаю, что это очень некорректные высказывания и, в первую очередь, по отношению к своим клиентам. Автоюристы не появились на пустом месте, и люди обращаются к ним не потому, что они злые и жадные и хотят разбогатеть за счет страховой компании. Автолюбители, зачастую, просто не могут восстановить свою машину на те средства, которые выплачивают страховщики. Я уверен, что по ряду вопросов неизбежно будут возникать спорные моменты. Первый – качество ремонта. К слову, законом предусмотрена гарантия на ремонтные работы на полгода, на качество лакокрасочных работ – на год. Ответственность будет нести страховая компания. Второе – расчет износа автомобиля. Как я уже сказал, этот показатель будет впрямую бить по карманам автовладельцев. Третье – никто не отменял возмещение утраты товарной стоимости новых автомобилей. Страховые компании умалчивают об этом. Ну и конечно же самым острым вопросом всегда остаются сроки. Все работы по восстановлению автомобиля должны быть произведены в 30-дневный срок с момента предоставления автомобиля в автосервис. Я предполагаю, что автомобили на ремонт будут принимать только после получения всех необходимых запчастей, а в ожидании доставки автомобиль будет находиться у владельца, но в неисправном состоянии.
— Что-то еще вы для себя отметили при изучении нового закона? Как вы думаете, российскому автолюбителю стоит ожидать интересных сюрпризов?
— Я думаю, что этот документ еще долго будет активно обсуждаться в горячих спорах. Очень много интересных моментов, сложных, витиеватых формулировок. К примеру, владельцы автомобилей не старше двух лет могут рассчитывать на ремонт у официального дилера, но только если у страховой компании заключен с ним договор. Если нет, то извините. Хотя есть пункты, в соответствии, с которыми можно выбрать любой сервис, но только по обоюдному согласию со страховой компанией. По согласию со страховой можно даже деньги получить! В процессе реализации закона, считаю, появится немало вопросов, которые будут требовать доработки. Будем внимательно следить за происходящим на рынке автострахования и вскоре уже можно будет дать первые оценки.